10 главных кораблей за 10 лет работы ОСК

В день десятилетия Объединенной судостроительной корпорации Defence.ru решил вспомнить, какие корабли и суда разработки и производства ОСК являются наиболее примечательными и знаковыми для Военно-морского флота и гражданского судоходства в настоящем и будущем. 21 Март 2017, 15:31
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) — главный кораблестроительный холдинг России был создан 10 лет назад указом президента России Владимир Путина. В нее входит около 40 предприятий и организаций отрасли (судостроительные и судоремонтные верфи, проектно-конструкторские бюро).
ОСК строит корабли и суда как для российского ВМФ и гражданского флота, так и поставляет свою продукцию в 20 стран мира.
Российский рынок — основной для корпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.

Об основных современных и перспективных кораблях и подлодках, строящихся на заводах и верфях ОСК в материале Defence.ru

Великие князья и полководцы "Северного ветра"

Подводные стратегические ракетоносцы класса "Борей" (Северный ветер) должны составить основу подводной части российской ядерной триады. На ноябрь 2016 года в состав ВМФ вошли три ракетных подводных крейсеров стратегического назнаничения проекта 955 "Борей":  "Юрий Долгорукий" в составе Северного флота,  "Александр Невский" и "Владимир Мономах" — в составе Тихоокеанского флота.

 "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов",  "Император Александр III" и "Князь Пожарский" модернизированного проекта 955А находятся в процессе постройки. Причем "Князь Владимир" планируется спустить на воду во втором квартале текущего года", - заявили недавно в ОСК. Последнего из серии "Князя Пожарского" на Севмаше заложили в конце 2016 года.  
АПЛ "Юрий Долгорукий", головоной корабль проекта 955 "Борей"
"Бореи" вооружены новейшими баллистическими твердопливными ракетами "Булава". В залпе подводный крейсер способен выпустить 16 ядерных ракет на дальность до 11 000 километров, а разделяющиеся и маневрирующие боеголовки способны сбить с толку любую систему ПРО. Для обороны субмарины могут использовать торпеды, ракето-торпеды, ПКР "Оникс" и крылатые ракеты "Калибр-ПЛ".
Подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 "Борей" вооружены межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава".
Длина подводных крейсеров составляет 170 метров, ширина ─ 13,5 метра, а подводное водоизмещение ─ 24 тысячи тонн. Под водой такие махины могут двигаться со скоростью 29 узлов.

Подводные "Ясени"

Многоцелевые атомные подлодки четвертого поколения проекта 885 "Ясень" дополняют ударную мощь подводных сил. Главное оружие "Ясеней" - крылатые ракеты. Противокорабельные "Ониксы" и многоцелевые "Калибры" позволяют поражать надводные и наземные цели, а 10 торпедных аппаратов, выпускающих новейшие торпеды "Физик" и "Футляр" призваны "успокаивать" субмарины противника и надводные боевые корабли.
По-сути "Ясени" являются подводными "истребителями".
АПЛ "Северодвинск"
Строительство второго "Ясеня" по модернизированному проекту идет на Севмаше, входящего в ОСК, и в 2018 году "Казань" присоединится к головной лодке проекта "Северодвинск". До 2020 года планируется сдать 6 "Ясеней", седьмую планируется сдать до 2023 года. Модернизированные "Ясени" стали гораздо менее шумными и, соответственно, менее заметными для сонаров противника. Благодаря корпусу из высокопрочной стали маломагнитной стали, подлодки способны погружаться на 600 и более метров .

Внешнее шумопоглощающее покрытие субмарины рассеивает гидроакустический сигнал и таким образом обеспечивает защиту от противолодочных сил противника

Атомные "хаски" пятого поколения

Несмотря на строительство новых подводных ракетоносцев, идет разработка и атомных субмарин будущего.
Конструкторское бюро "Малахит" работает над проектом "Хаски" — многоцелевой атомной подлодки. А стратегическую атомную подлодку пятого поколения создают в ЦКБ "Рубин".
Возможный облик многоцелевой атомной подлодки пятого поколения "Хаски"
"Хаски" совместит в себе черты многоцелевого и стратегического подводного крейсера. Они будут нести, как баллистические ядерные, так и крылатые ракеты. "Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов", - заявил глава ОСК Алексей Рахманов в апреле 2016 года.
Еще одной особенностью "Хаски" будет оснащение гиперзвуковыми противокорабельными ракетами нового поколения "Циркон". Их скорость по проекту будет достагить 5-6 Махов, и от них невозможно будет ни уклониться, ни сбить существующим противоздушными средствами. О первом испытании ракет сообщалось 17 марта 2016 года. Ряд решений, которые будут реализованы на "Цирконе" отрабатываются на ракетых российско-индийской разработки "БраМос".
Гиперзвуковая ракета "Циркон", предназначенная для реализации концепции глобального неядерного сдерживания, весной 2017 года впервые может стартовать с морского носителя
Серийный выпуск "хасок" может начаться после 2030 года.

"Калиброносные адмиралы"

Сторожевой корабль "Адмирал Григорович" был заложен 18 декабря 2010 года на стапеле ССЗ "Янтарь" в Калининграде. 11 марта 2016 на фрегате был поднят военно-морской флаг и корабль официально вошел в состав флота.
Фрегат "Адмирал Григорович"
Несмотря на "молодость", фрегат названный в честь военно-морского министра Российской империи, успел принять участие в боевой операции. 15 ноября 2016 года он совершил пуски крылатых ракет «Калибр» по террористическим группировкам ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра» в Сирии из восточной части Средиземного море
Сверхзвуковые ракеты «Оникс», мощные авиабомбы и дебют «Адмирала Григоровича» — Defence.ru разбирает, как и чем Россия впечатлила мир и потенциальных заказчиков своего оружия.
Именно ракеты "Калибр" наделяют сторожевые корабли проекта 11356 внушительными ударными способностями. Восемь высокоточных ракет в залпе способны поразить наиболее важные цели противника. Против кораблей "адмиралы" вооружены ПКР "Оникс", которые используют те же универсальные пусковые установки, что и "Калибры". Зенитное прикрытие корабля осуществляет комплекс "Штиль", который может выпустить 36 ракет одну за другой каждые две секунды. Менее важные и низколетящие цели уничтожает комплекс "Игла-1".
Артиллерийское вооружение представлено самой скорострельной 100-мм установкой А-190. Также корабль несет торпедное и противолодочное вооружение, современное радиолокационное оборудование.
Корабль способен развивать скорость до 30 узлов и находиться в автономном плавании до 30 суток. К головному кораблю серии в ВМФ уже присоединился "Адмирал Эссен", в июне ожидается передача в строй "Адмирала Макарова". Всего же планируется построить от 6 до 12 кораблей этого проекта, способных действовать в дальней морской и океанской зонах.

"Адмиралы Советского Союза"

Еще одна "адмиральская серия" кораблей дальней морской зоны строятся по проекту 22350. "Первенец" серии "Адмирал флота Советского Союза Горшков" проходит в данный момент государственные испытания, которые в ближайшее время вступят в финульную фазу.
Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Всего за последующие 15-20 лет планировалось построить до 20 фрегатов для четырех флотов российского ВМФ, базой для которых должны были стать корабли этого проекта. Точное число запланированных к строительству кораблей серии неизвестно, но по неофициальным данным, руководство ВМФ планирует построить серию из 15 кораблей проекта 22350, из них 6 - для Черноморского флота. Также они составят основу Арктической группировки.
Эти корабли гораздо крупнее фрегатов проекта 11356 (5400 тонн полного водоизмещения против 4035 тонн у "Адмирала Григоровича").
Корабль вооружены двумя "восьмизарядными" установками вертикального пуска для ракет "Калибр" и "Оникс", 130-мм артустановкой, комплексами радиоэлектронного, торпедного, противолодочного и зенитного вооружений.
Дальность действия "больших адмиралов" до 4000 морских миль экономичным ходом. При создании корабля были использованы методы архитектурной защиты с учётом технологии "стелс", а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения.
Следующий корабль серии "Адмирал флота Касатонов" готовится начать испытания  летом 2017 года. "Адмирал Головко" и "Адмирал флота Советского Союза Исаков" находятся в разных стадиях строительства.
Корабль направился на полигоны Северного флота, где пройдут испытания зенитного и торпедного комплексов, автоматической системы управления

Атомный "Лидер"

Тем не менее, российскому ВМФ необходимы и более крупные надводные корабли 1 ранга. Поэтому в будущем планируется закончить разработку и приступить к строительству эсминцев "Лидер" проекта 22350 с атомной энергоустановкой. 
Его водоизмещение должно составить не менее 14 000 тонн. Эсминец будет вооружён противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным целям, перспективными комплексами ПВО и ПРО.
Так, корабль будет вооружен мощнейшей системой ПВО из 56 пусковых установок ракет морской версии С-400 или С-500, способых обеспечить противоздушный "зонтик" не только для себя, но и для целой эскадры кораблей, которую "Лидер" может возглавить. Также зенитное вооружение будет представлено комплексами ближнего радиуса действия «Полимент-Редут», морской версией ЗРПК "Панцирь" и шестиствольными артустановками. 

А под "Калибры" и "Ониксы" будет отведено 64 универсальных пусковых ячейки. Возможно "Лидеры" получат и перспективные гиперзвуковые противокорабельные ракеты "Циркон" со скоростью 5-6 Махов.

Артиллерия будет представлено 130-мм универсальными артустановками. Также эсминец получит авиагруппу из нескольких противолодочных и многоцелевых вертолетов.
Также при проектировании корпуса широко будеут примениться технологии радиолокационной малозаметности "стелс", что показывают футуристические обводы "Лидера". Приступить к строительству головного корабля планируется уже в 2018 году и ввести его в строй к 2022 году.
Перспективный российский эсминец проекта 23560 "Лидер", закладка которого запланирована на 2017 год, может получить ядерную силовую установку.

Атомная "Арктика"

Еще одно атомное судно имеет гражданское назначение. Ледокол "Арктика" должен пополнить состав "Атомфлота" в 2018 году. 
Головной ледокол проекта 22220 заложен 5 ноября 2013 года. Спущен на воду 16 июня 2016 года. Он при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды, при мелкой — работать в руслах рек, тем самым замещая собой сразу два ледокола: классов «Арктика» и «Таймыр» соответственно.
Кроме того, он станет самым мощным ледоколом в мире. "Арктика" оснащается атомной установкой "РИТМ-200" тепловой мозщность 175 МВт. Предполагается, что ледокол сможет ходить без перезарядки около семи лет. Позднее ледокольный флот должны пополнить его собраться по классу "Сибирь" и "Урал". Эти суда должны заменить ледоколы советской постройки, которые должны вывести из состава "Атомфлота" в 2020-х годах.

Композитные тральщики

Еще одной интересеной разработкой являются новейшие тральщики "Александрит" проекта 12 700. Наиболее отличительной чертой которых являются корпуса из монолитного стеклопластика сформированного методом вакуумной инфузии. Это делает его менее заметным для РЛС противника и снижает возможность срабатывания морских мин.

В проекте 12700 предусмотрено формирование противоминного контура с применением новейших высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах для поиска и уничтожения морских мин.
Головной корабль проекта 12700 "Александр Обухов"
Головной корабль проекта 12700 "Александр Обухов" уже введен в состав ВМФ. В стадии строительства находятся еще два корабля и четыре законтрактовано с Министерством обороны.
Корабль предназначен для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз на безопасной дистанции.

Тихие "Лады"

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого противогидролокационного покрытия нового поколения "Молния»" и новейшей радиоэлектроники, дизель-электрические лодки серии "Лада" проекта 677 обладают непревзойденной скрытностью. 
Они предназначены для уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника.  Вооружены "Лады" ракетами "Калибр" и противокорабельными "Ониксами". Также они могут поражать противника торпедами из 6 торпедных аппаратов.

Первая лодка "Санкт-Петербург" находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Идет строительство второй и третьей подлодок серии. Подлодки проекта "Лада" могут первыми получить воздухонезависимые энергетические установки.

Морские "черные дыры"

Еще один массовый тип "бесшумных убийц" представляют собой лодки "Варшавянка". Несмотря на малые размеры подлодки проекта 636 (в два раза короче "Ясеней" и в 2,5 раза - "Бореев") обладают солидным вооружением, состоящим из многоцелевых и противокорабельных ракет "Калибр", а также 18 торпед или 24 мины, которые выпускаются из 6 носовых торпедных аппаратов. Причем пуски крылатых ракет лодки могут производить из подводного положения.
ДЭПЛ "Ростов-на-Дону"
Российский Черноморский флот получил 6 таких лодок, малошумность и компактные размеры подходят для относительно мелководной черноморской акватории. Еще 6 единиц должен получить Тихоокеанский флот.
Одна из лодок данного проекта Б-237 "Ростов-на-Дону" приняла участие в боевой операции. 8 декабря 2015 года с подводной лодки из акватории Средиземного моря по расположению боевиков ИГИЛ на территории Сирии были нанесены удары крылатыми ракетами 3М14К «Калибр-ПЛ» из под воды. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику .
Последняя из шести подлодок проекта "Варшавянка", заказанных Вьетнамом у России, транспортирована в порт Камрань